Saturday, 30 May 2015

Photoshoot in the Russian style - 2 / Фотосессия в русском стиле - 2

фотосессия в русском стиле фото

One more photoshoot in the Russian style with my wife (www.bonnieblog.net). Clothes – from the Petersburg designer Darya Urkineeva. Other photoshoot – HERE.

В эти выходные сделали еще одну фотосессию в русском стиле с женой (www.bonnieblog.net). Одежда – также от питерского дизайнера Дарьи Уркинеевой. Предыдущую съемку можно посмотреть ЗДЕСЬ.

фотосессия в русском стиле фото

Friday, 29 May 2015

Graffiti in Moscow: murals by Grino, 310Squad (Fet & Zeaner) and «Two bears» / Красивые граффити в Москве: стрит-арты от Grino, 310Squad и «Два медведя» на Большой Серпуховской

310Squad граффити
Красивые граффити в Москве: стрит-арты от Grino, 310Squad и "Два медведя" на Большой Серпуховской.

In these photos you can see the three graffiti by Grino310Squad (Fet & Zeaner) and "Two bears" in Moscow.

Три интересных граффити, созданных в рамках второго проекта "Луч" на Большой Серпуховской улице, дом 50/2, стр.1, в Москве. "Головы" от Grino (другие работы данного автора можно посмотреть в моем блоге ЗДЕСЬ), мурал в стиле поп-арт  от 310Squad (Fet и Zeaner, другие работы данных авторов можно посмотреть в моем блоге ЗДЕСЬ) и третье граффити от тандема "Два медведя".

310Squad граффити

Wednesday, 27 May 2015

Profitable House of P. T. Badaev. Art nouveau style in architecture / Архитектура в стиле модерн в Санкт-Петербурге: Доходный дом П. Т. Бадаева (Дом печального ангела)

доходный дом п т бадаева

In these photos you can see a profitable house of P. T. Badaev in St. Petersburg. The building was built in 1906 in art nouveau style.

Доходный дом П. Т. Бадаева – это красивое здание в Санкт-Петербурге, расположенное на пересечении улицы Восстания с улицей Жуковского. Дом отличается превосходной архитектурой в стиле модерн, которая неизменно притягивает к себе взгляды прохожих.
Этот доходный дом построен в 1906 году по заказу купца Пантелеймона Трифоновича Бадаева – почетного гражданина Петербурга. Здание возводилось по проекту архитектора Василия Косякова. В. А. Косяков начал строительство дома с С. Корниловым. Затем зодчий привлек к работе младшего брата – Г. А. Косякова, который с архитектором Подбереским выполнил эскизы декоративного убранства дома. Уже в 1907 году В. А. Косякову была присуждена за этот дом серебряная медаль на городском конкурсе фасадов. Также дом был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
Закругленный угол дома Бадаева заканчивается щипцом. На нем барельеф – крылатая женская фигура, которую называют "печальным ангелом". Существует городская легенда о том, что у промышленника Бадаева дочь выбросилась из окна. Отсюда и задумка с созданием такого барельефа. Над головой "печального ангела" – нимб в виде небесной сферы со знаками зодиака.
В угловой части дома расположены самые большие и представительные квартиры. Чаще всего такие угловые здания были симметричны, здесь не так. Левая сторона, по Жуковского, вдвое короче и менее насыщена деталями. И вообще, она смотрит на север, а значит и квартиры там были подешевле.
Снаружи здание украшают нарядные эркеры, орнаменты, кованые балконы, барельефы и узорные вставки, а внутри – лепные украшения, мозаичные панно, майолика. Во всех подъездах раньше топились камины, а гостей встречали швейцары.
Во время блокады в дом попал немецкий снаряд и часть квартир на верхних этажах осталась без стен. После капремонта в начале пятидесятых, жилье в доме стало в основном коммунальным, подъезды вскоре оказались распахнуты, а стекла выбиты. Сегодня этот дом признан объектом культурного наследия регионального значения
Недавно доходный дом П. Т. Бадаева был отреставрирован. Правда, чиновники допустили серьезный просчет, и здание оказалось покрашенным лишь наполовину, что визуально разделило фасад на две части. Теперь дом, который петербуржцы называют "Дом печального ангела", простоит наполовину отреставрированным еще как минимум полтора года... Также была заменена одна из дверей (см. фото ниже: эта дверь – новодел, вход в отель, который сегодня располагается на одном из этажей).

доходный дом п т бадаева

Tuesday, 26 May 2015

Graffiti in Moscow: mural by Aleksey Mednoy and other authors / Красивые граффити в Москве: мурал Алексея Медного и других авторов на Нагатинской

красивые граффити в москве
Красивые граффити в Москве: мурал Алексея Медного и других авторов на Нагатинской.

In these photos you can see a graffiti in Moscow by Russian street-arter Aleksey Mednoy (instagram @mednoy) and other authors. More streetarts by Aleksey Mednoy you can look in my blog HEREHERE and HERE.

Еще одно красивое граффити на Нагатинской рядом с магазином Hardcore.24 (Варшавское шоссе, дом 28а) от Алексея Медного (инстаграм @mednoy) и других стрит-артеров (Treaph19, Bodik, Хуля, Ykor). Другие работы Алексея Медного в моем блоге можно посмотреть ЗДЕСЬЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

красивые граффити в москве

Graffiti in Moscow: mural «Face» by Mednoy / Красивые граффити в Москве: «Лицо» Алексея Медного на Нагатинской

красивые граффити в москве
Красивые граффити в Москве: "Лицо" Алексея Медного на Нагатинской.
In these photos you can see a graffiti in Moscow by Russian street-arter Aleksey Mednoy (instagram @mednoy). His other streetarts you can look in my blog HERE and HERE.

Гениальное, по-моему, и совсем свежее (май 2015) граффити в Москве на Нагатинской рядом с магазином Hardcore.24 (Варшавское шоссе, дом 28а). Его автор – Алексей Медный (инстаграм @mednoy). "Медный" – прозвище художника, из-за рыжей бороды. Другие работы того же райтера в моем блоге можно посмотреть ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

интересные граффити в москве

Monday, 25 May 2015

Photoshoot in the Russian style / Фотосессия в русском стиле. Следы времени

фотосессия в русском стиле фото
Фотосессия в русском стиле с bonnieblog.

In last weekend I made a photoshoot in the Russian style with my wife (www.bonnieblog.net). Clothes – from the Petersburg designer Darya Urkineeva.

В прошедшие выходные сделали фотосессию в русском стиле с женой (www.bonnieblog.net). Одежда – от питерского дизайнера Дарьи Уркинеевой.

фотосессия в русском стиле

Sunday, 24 May 2015

Graffiti in Moscow: murals «Birds» by Mednoy / Красивые граффити в Москве: «Птицы» Алексея Медного в Вознесенском переулке

graffiti moscow
Красивые граффити в Москве: работа Алексея Медного в Вознесенском переулке.

In these photos you can see a graffiti in Moscow by Russian street-arter Aleksey Mednoy (instagram @mednoy). His other streetart you can look in my blog HERE.

Еще несколько красивых граффити в Москве – совсем свежих – в очень уютном и благоустроенном дворе дома 18 Вознесенского переулка. Их автор – Алексей Медный (инстаграм @mednoy). "Медный" – прозвище художника, из-за рыжей бороды. Другую работу того же райтера в моем блоге можно посмотреть ЗДЕСЬ.

интересные граффити в москве

Friday, 22 May 2015

Graffiti in St. Petersburg: mural «Parisian courtyard» / Красивые граффити в Питере: «Парижский дворик»

парижский дворик в питере
"Парижский дворик" в Питере.

In these photos you can see a graffiti "Parisian courtyard" in St. Petersburg.

Этот уютный дворик с чудесными граффити по праву причислен к самым необычным достопримечательностям Петербурга. Здесь все напоминает нам о том, что Франция не так далеко, как кажется… Брандмауеры одного из дворов на улице Молдагуловой (дом 3, к. 1) вблизи реки Охты украшены картинами в духе импрессионизма. На них воздушный шар парит в ясном небе круглый год, красуется Эйфелева башня и старинные парижские домики, а невозмутимые уличные коты застыли на извилистых улочках. Существует даже легенда, что у той пары, чей первый поцелуй произошел в этом дворе, есть все шансы на долгую и счастливую любовную историю.

парижский дворик санкт петербурга

Thursday, 21 May 2015

Architecture of old Moscow: The A. A. Levenson’s fast print house / Архитектура старой Москвы. Скоропечатня A. A. Левенсона. Стиль модерн в архитектуре

A A Levenson’s fast print house
Архитектура старой Москвы. Скоропечатня A. A. Левенсона. Стиль модерн в архитектуре.

F. Shechtel built production and publishing complex for "A. A. Levenson’s fast print house" at Trekhprudny Lane in 1900. Fast print house originated in 1881 in Rakhmanovsky Lane as a small printing press, and it was already quite large print house in the late 19th century.
Another plot of land was bought in Trekhprudny Lane and the famous architect F. Shechtel was hired to expand production facility in 1899. Cooperation of the "Fast print" and Shechtel started back in the days when he worked as a theater artist and illustrator of books. Shechtel was considered to be the best Moscow vignetteist in the 1880s. Management of the Associations believed that beautiful printed products cannot be produced at ugly and poorly equipped factory. So the Shechtel’s project was unusual for manufacturing facility.
"A. A. Levenson’s fast print house" became the first printing house built an art nouveau style. The complex consisted of two different functional parts: office building with a gatehouse on the left was along the Lane and industrial building went deeper into the plot. It is very simple and devoid of decorations, but it was built using the latest technologies: metal frame allowed covering significant spans of manufacturing premises. This is four-storey building with huge windows. Each floor was a separate workshop: top floors were occupied by typographic and lithographic facilities, printing and finishing shops were downstairs (gold plating, embossing, engraving, etc.). There were also chromolithograph, bookbinding and numbering departments.
Stone storage buildings for paper, paints and other materials designed in the same style as a factory were at the front yard.
Administrative building looked like a small Roman-Gothic castle. "Russian-style gable roof" topped with grille towered in the center of the facade. "A. A. Levenson’s fast print house" sign was lost during the revolution. The second inscription was an ornament between the second and third floor: "A. A. Levenson’s fast print house". Bay window to the front façade was slightly shifted to the right, it creates a beautiful architectural perspective from Tverskaya Street, completing Mamonovsky alley. Two turrets balanced the perspective with tent top left corner of the front elevation. Base of corner towers decorated with stucco ornaments of thistle – floral motif which was common in Lorraine in those years. Ornament of window frames and glazing were designed in elegant Art Nouveau lines. Patterns of gates foundations with wrought lamps are interesting.
Marina Tsvetaeva financed and published here her first collections of poems "Evening Album" and "Magic Lantern" in 1910.
Levenson’s print house worked here until 1917, was acquired by Zemgor, nationalized after the revolution. The "16th state printing Mospoligraf trust" was formed on its base and liquidated in 1942. There is a large business center in these buildings since the early 1990s.

Продолжаю рассказывать об архитектуре старой Москвы... 
Скоропечатня Левенсона возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце XIX века это было уже довольно крупное полиграфичечкое производство. Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Шехтелю. Сотрудничество с ним "скоропечатни" началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении, и проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия.
"Скоропечатня А.А. Левенсона" стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функции частей: вдоль переулка стоит административное здание издательства и редакции со сторожкой слева, а вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.
Административный корпус похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой "русская" щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи "Т-во Скоропечатни Левенсонъ". Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: "Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ". Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом левого угла фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. Рисунок рам, расстекловка решены в изящных линиях модерна. Интересен рисунок устоев ворот с коваными светильниками.
В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь".
Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.

(описание по материалам сайта www.um.mos.ru)

товарищество скоропечатни а а левенсон

Wednesday, 20 May 2015

The wooden architecture: Moscow dachas / Московские дачи: «розовый домик» на Пятницком шоссе

деревянное зодчество москва
Московские дачи: «розовый домик» на Пятницком шоссе.

Summer is a season of dachas (a dacha is a seasonal or year-round second home, often located in the exurbs of Russian and other post-Soviet cities). What dachas are built to themselves by Muscovites? Sometimes – very beautiful. For example, as this "a pink house" (the facade is decorated with the drawn roses) in the Russian style, with an attic.

Лето  сезон дач. Какие дачи строят себе москвичи? Иногда  очень красивые. Например, как этот "розовый домик" на Пятницком шоссе (фасад украшен рисованными розами) в русском стиле, с мезонином.

московские дачи

Armenian orthodox church in Moscow / Армянская церковь в Москве: фото. Кафедральный собор Преображения Господня на Олимпийском проспекте

армянская церковь в москве на олимпийском
Армянская церковь в Москве: фото. Кафедральный собор Преображения Господня на Олимпийском проспекте.

In these photos you can see the Armenian orthodox church in Moscow (2013).

Армянский храмовый комплекс Армянской апостольской церкви в Москве, резиденция Патриаршего Экзарха (Главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви) и один из духовных центров армян России. На фото – кафедральный собор Преображения Господня, находящийся на территории комплекса, который является самым большим за пределами Армении.
Храм был построен строго по армянским канонам. Скульптурные объемы храма основаны на традициях классической армянской архитектуры. Здание храма размещается на стилобате, являющимся традиционным каменным основанием, характерным для церковной архитектуры Армении. За основу проекта главного объекта ансамбля храма взят тип классического христианского сооружения Армении.
Объемно-пространственное решение внутреннего пространства храма максимально приближено к кругу, обрамленному семью апсидами. На отметке +11.00 предусмотрен ярус-балкон для хора, галерея и служебные помещения. Барабан храма опирается на 8 пилонов. Шатер решен в виде складок из отдельных треугольных граней. Стилобат решен в двух уровнях.
Фасады храма и резиденции отделаны армянским охристо-оранжевым туфом. Мощение стилобата выполнено из гранитной брусчатки и гранитных плит. Парапеты и подпорные стенки также облицованы туфом различных оттенков, на полу мрамор и гранит. В наружной и внутренней отделке храма в качестве декора применены резьба по камню.
Высота кафедрального собора без креста составляет 50 метров, длина и ширина – соответственно 40 и 35 метров, а диаметр купола составляет 21 метр. Храм рассчитан на 1000 прихожан. Его площадь – 25,1 тыс. квадратных метров.
Участок для строительства будущего храма был выделен московскими властями еще в 1996 году на территории, примыкающей к Олимпийскому проспекту, по адресу Трифоновская улица, владение 24. Строительство планировалось завершить в 2001 году, однако в 2000 году бывшего главу Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, архиепископа Тирана Кюрегяна, обвинили в присвоении 3 млн долларов из средств, пожертвованных на храм, и в 2001 году лишили сана. В 2005 году сведения о присвоении средств бывшим архиепископом были признаны судом не соответствующими действительности. Новому епископу Езрасу Нерсисяну, по его словам, пришлось заново собирать средства на храм. По словам сегодняшнего главы, епархии храмовый комплекс строится по новому проекту. Автор нового проекта архитектор Артак Гулян. Строительство было возобновлено в 2006 году и завершено в 2013 году. Общая территория храмового комплекса Армянской апостольской церкви в Москве – 11 тысяч квадратных метров земли.

армянская церковь в москве на олимпийском

Thursday, 14 May 2015

Graffiti in Moscow: mural by Andrey Adno / Красивые граффити в Москве: «Домики» на Бибиревской от Андрея Adno

Adno граффити
Красивые граффити в Москве: "Домики" на Бибиревской от Андрея Adno.

In these photos you can see a graffiti by Andrey Adno (www.ad-no.livejournal.com) in Moscow.

Гигантское граффити в Москве на улице Бибиревская, 19. Автор – молодой калининградский художник Андрей Адно (Adno). Его сайт – www.ad-no.livejournal.com. Из избушки на курьих ножках вырастает деревенский дом, а из него растут панельные блоки, которые превращаются в деревья. Художник будто говорит нам, что все мы вышли из глубинки, и все мы тянемся к деревьям и чистому воздуху. Этот огромный мурал на всю стену 13-этажного дома (!) было нарисовано в 2013 году за 5 дней.

Красивые граффити в Москве

Wednesday, 13 May 2015

Architecture of old Moscow: Dwelling House Abrikosov's / Архитектура старой Москвы. Жилой дом Aбрикосовых. Стиль модерн в архитектуре

особняк абрикосовых
Архитектура старой Москвы. Жилой дом Абрикосовых. Стиль модерн в архитектуре.

In these photos you can see a "Dwelling House Abrikosov's" – an object of cultural heritage in art nouveau style (Moscow, Russia). Built in the 1900s. Engineer B. N. Shnaubert. From 1922 – Confectionery them. P.A.Babaeva.

Продолжаю рассказывать об архитектуре старой Москвы... 
Весьма вероятно, что увидев это сооружение, вы вспоминаете обертку шоколадной фабрики "Бабаевский". Практически на любой шоколадке в верхней зоне можно разглядеть данный символ. И сейчас на особняке имеется изображение самого себя с годом образования концерна – 1804.
Основоположником будущей кондитерской империи считается крепостной крестьянин села Троицкого Чембарского округа Пензенской губернии, Степан Николаевич Николаев (1737 – 1812). Согласно семейному преданию, Степан специализировался в кулинарии, в которой изрядно преуспел: особенно вкусными получались варенье и пастила из абрикосов. В конце концов, он настолько угодил своей помещице, статской советнице Анне Петровне Левашевой, что был отпущен ею на оброк. Ему было позволено уехать в Москву и открыть там дело, с тем, чтобы каждый год выплачивать барыне определенную сумму деньгами. Вместе с сыновьями Иваном и Василием Николаев организовывает в Китай-городе кустарное производство и мелкую торговлю джемом и конфетами. Под конец жизни, скопив нужную сумму, Степан смог получить вольную для себя и своей семьи.
В 1804 году Николаевы окончательно перебрались в Москву, где начинают хорошо знакомое дело. Бизнес постепенно налаживался: появилась постоянная клиентура, заказывавшая кондитерские изделия для различных празднеств и свадеб. Продукция семейной бакалейной лавки настолько понравилась игумену Ново-Спасского монастыря, что он благословил Степана Николаевича иконой, ставшей семейной реликвией. В октябре 1814 года потомки Степана Николаевича официально получили новую фамилию – Абрикосовы.
После смерти Степана Николаевича дело принял старший сын Иван, который открыл кондитерскую мастерскую, ставшую вскоре "торговым домом". В 1820 году он получил права московского купца второй гильдии и был хорошо известен как владелец кондитерского производства на Варварке в собственном доме. Ему удалось значительно увеличить выпуск кондитерской продукции и расширить ее ассортимент.
История успеха часто не обходится без горечи падений: ее пришлось узнать и Абрикосовым. К концу своей жизни Иван Степанович потерпел банкротство, и его старшему сыну Алексею (1824 – 1904) пришлось начинать с работы в торговой комиссионерской конторе немца Гофмана. Там он дослужился до главного бухгалтера и в 1847 году смог, наконец, организовать собственное дело – "кондитерское заведение в городской части".
В 1849 году Алексей Абрикосов женился на Агриппине Александровне Мусатовой, дочери известного парфюмерного и табачного фабриканта, чье приданное в 5 тысяч рублей немало способствовало развитию семейного дела. Абрикосовы являлись также "рекордсменами" по части деторождения. С Агриппиной Александровной Алексей Иванович прожил всю оставшуюся жизнь, у счастливых супругов родилось 22 (!) ребенка – 10 мальчиков и 12 девочек.
Трудились Абрикосовы всей семьей: ее глава ежедневно лично занимался заготовкой ягод и фруктов, для чего ездил на Болотный базар, вел бухгалтерию. Жена и старшие дети, Николай и Анна помогали упаковывать готовую продукцию. Вскоре собственное кондитерское производство имело "40 очагов для варки сладостей", которые выпускали более 30 пудов продукции в год.
В 1877 году "кондитерское заведение" было преобразовано в "Фабричное торговое Товарищество А. И. Абрикосова сыновей" с уставным капиталом 2 миллиона рублей. Весной 1879 года в Сокольниках был приобретен участок в 4 гектара под постройку новой фабрики. К этому времени "Товарищество" стало крупнейшим московским механизированным предприятием, выпускающим более 500 тон продукции в год на общую сумму 325 тысяч рублей, что соответствует 5 миллионам долларов сегодня.
Активно развивалась торговая сеть: новые магазины открылись в Москве на Тверской, Кузнецком мосту, в Пассаже Солодовниковых, на Крещатике в Киеве, на Дерибасовской в Одессе и многих других городах.
Магазины Абрикосова отличались яркостью отделки, а главное, разнообразием предлагаемого ассортимента. Глазированные фрукты, пастила, конфеты для балов и свадеб, кофе, какао, пироги фигурные, торты, пряники, печенье, бисквиты, мармелад, варенье – эти и многие другие сладости пользовались у покупателей огромным спросом. Культура обслуживания (именно Абрикосовы ввели это понятие в обиход), а также выучка продавцов и приказчиков также были на высоте. И, конечно же, яркая и интересная упаковка абрикосовских изделий, подчас представлявшая настоящее произведение искусства, весьма способствовала их популярности.
Многие рецепты своих сладостей Алексей Иванович придумал сам. К примеру, вы знаете, как повидло, марципановая и прочие начинки попадают в любимую всеми карамель фруктовую, "Гусинные лапки""Раковые шейки" и подушечки? Способ придумал Алексей Абрикосов: делается трубка из карамели, которая заполняется начинкой и режется раскаленным ножом на множество мелких, запаивающихся частей. Так кондитер начал выпускать "Утиные носы", сейчас больше известные как "Гусиные лапки". И гофрету – вкуснейшие полые вафли с шоколадной начинкой – он создал, сейчас его потомки вновь их выпускают. Кто придумал модный нынче "киндер-сюрприз"? Американцы, европейцы? Сладости с подарком (игрушкой, мозаикой, открыткой) впервые выпустил Алексей Абрикосов. Он же – создатель новогодних и пасхальных подарков – обернутых в фольгу шоколадных зайцев.

особняк абрикосовых дом с шоколадной обертки

Tuesday, 12 May 2015

Graffiti in Moscow: mural «Venice» by unknown author / Красивые граффити в Москве: «Венеция» в Бирюлево

стрит арт в москве
Красивые граффити в Москве: "Венеция" в Бирюлево.

In these photos you can see a street art "Venice" by unknown author in Moscow.

Это симпатичное граффити на тему Венеции можно найти в Москве в районе Бирюлево (Харьковский проезд, дом 9). Автор мне не известен. А двор в целом очень благоустроенный и симпатичный...

стрит арт в москве

Architecture of old Moscow: Pertsov House. The Russian style in architecture / Архитектура старой Москвы. Доходный дом Перцовой. Русский стиль в архитектуре

дом перцова
Архитектура старой Москвы. Доходный дом Перцовой. Русский стиль в архитектуре.

In these photos you can see a Pertsov House in Moscow. Pertsov House has an interesting look as if has stepped out of Russian fairytales – red building with majolica. The history of the house is also fascinating.
It all began, however, with another house. "House-casket" built on the Prechistenskaya embankment by painting collector Cvetkov. Competing with the Tretyakov brothers for fame of collectors, he even fired his architect, hiring Vasnetsov, when he learned that Tretyakovs mansion built by Vasnetsov sketches. "House-casket" was smaller than the Tretyakov’s Gallery, but had a wonderful view of the Moscow River, the Kremlin and the Cathedral of Christ the Savior. This view fascinated Peter Nikolaevich Pertsov, the railway engineer. Tsvetkov invited to indicate an even better place, provided that Pertsov will build a house in the Russian style. He agreed, and with the assistance of Tsvetkov's acquired a plot nearby.
Pertsov declared closed competition for drafting an "apartment building in the Russian style". The jury – the most famous: Vasnetsov, Surikov, Polenov, Shekhtel. But in the end he settled for Malyutina’s project which only took the second place in the competition. Malyutin was an author of the first Russian nesting dolls painted.
The house was built in 11 months – just a short time, given the carved staircase , majolica tiled stove, stained glass windows, a bedroom with alcoves and smoking rooms in oriental style, finishing craftsmen who were discharged from the Nizhny Novgorod province. As with all tenements, with a magnificent decoration of the facade of the building with expensive apartments, the back part of the house, where the windows of cheap apartments, simple and unpretentious.
Pertsov have lived in their home for 15 years. He was one of the guardians of the values ​​of Christ the Savior, defended the church and in 1922 by the process of "clergy" has received 5 years in prison. Peppers was released a year later, but he was evicted from the house.
The house was nationalized. Here he writes in his memoirs youngest daughter Zinaida Pertsova: "...lived in our house the famous original and eccentric – Pozdnjakov. The apartment of the four huge rooms he arranged an extraordinary way. The largest, almost the hall has been transformed into the bathroom (my brothers have visited Pozdnyakov, they described it to me in detail the device). The floor and walls were covered with black cloth. In the middle of the room, on a specially built platform, placed a huge black marble bath (weight 70 pounds). Around the burned orange lights. The huge wall mirrors reflect on all sides sitting in the bath. Another room has been transformed into a winter garden: parquet covered with sand and laden with green plants and garden furniture. The living room was lovely – with tiger skins and artistic furniture made ​​of Karelian birch. The owner took it to visitors in the ancient Greek toga and sandals on his bare feet, and on the nail of the thumb shining diamond monogram. Served him a Negro in red livery, is always accompanied by a black pug with a big red bow! Here this is something fantastic apartment and initially enticed Lev Davidovich Trotsky: "I do not know only if it also borrowed from Greek Pozdnyakov his toga and sandals!"
Now Administrative Department of the diplomatic corps occupies the building.

Продолжаю рассказывать об архитектуре старой Москвы... 
Доходный дом Зинаиды Перцовой в Москве известен также как дом-сказка. Он расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Здание представляет собой образец неорусского модерна. Дом был построен в 1905-1907 годах архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом, инженером П. Н. Перцовым по эскизам художника С. В. Милютина, известного как автор знаменитой русской матрешки. Дом Перцовой находится напротив храма Христа Спасителя, главный фасад здания выходит на Москву-реку.
История появления дома Перцовой в Москве началась с того, что известный инженер Петр Николаевич Перцов, который был страстным поклонником искусства, в начале XX века решил построить доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Ему также хотелось, чтобы здание само по себе было произведением искусства, и своим внешним видом выражало бы самобытность русской культуры.
Сам Перцов вспоминал: "В ноябре 1902 года я посетил как-то Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего себе или, вернее, для своей коллекции картин на набережной рtrb Москвы, близ храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В. М. Васнецова. Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И. Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И. Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле. Я согласился, и тогда И. Е. объяснил мне, что все участки по набережной от его дома до площади под храмом Спасителя принадлежали Н. В. Ушакову и что у него еще остался во владении последний участок, выходящий на эту площадь, на который зарится А. А. Левенсон, владелец известной в Москве типографии, купивший соседний, предпоследний участок. И. Е. высказал уверенность, что ежели я не постою за ценой, то Ушаков продаст мне участок, так как Левенсон выжимает у него цену. Я тут же отправился на место: Владелец был удивлен сделанному мною предложению, но, посоветовавшись с женой, объявил цену в 70 тысяч рублей. Я согласился, и на следующий же день сделка была оформлена у нотариуса под видом купчей на имя Зины." (Зинаида – дочь Петра Николаевича.)
Прежде чем приступить к постройке дома, Перцов провел закрытый конкурс, участвовать в котором пригласил художников А. М. Васнецова и С. В. Милютина, архитектора А. И. Дидерихса и архитектора-художника Л. М. Браиловского. Главным условием было, чтобы проект соединял в себе дух преданий древней Москвы и в то же время, отвечал современным тенденциям. Первая премия исчислялась 800 рублями, а вторая – 500. Причем, заказчик оставлял за собой право воспользоваться любым из понравившихся ему проектов. В жюри конкурса вошли такие именитые мастера как В. М. Васнецов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц, С. У. Соловьев и С. В. Ноаковский. Первую премию получил Васнецов, а вторую – Милютин, но проект Васнецова показался Перцову слишком стандартным, и он остановил свой выбор на варианте Милютина.
Строительство дома продолжалось 11 месяцев. Это было здание, полностью отвечавшее требованиям модерна в отношении сочетания изысканного декора и новейших технологий. В здании не было деревянных перекрытий, электрическая проводка была скрытая, нигде не портили вид и водопроводные и канализационные коммуникации.
Дом-сказка отличается необыкновенным разнообразием и сложностью форм, но, в то же время, выглядит как органичное целое. В оформлении фасадов авторы проекта применили разнообразные приемы, присущие модерну – это и асимметричное расположение окон, балконов, башнеобразные выступы кровли и богатый декор. В частности, для оформления балконов-теремков были использованы древнерусские мотивы, которые естественно и гармонично сочетаются с элементами северного модерна: кронштейны балконов в виде драконов, цветные майоликовые панно, на которых сочетаются изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей. На коньке крыши установлена решетка со львами – тогда она была золоченой, а на крыше над зеленой башней возвышался золоченый петух. (продолжение под катом...)

доходный дом перцова

Monday, 11 May 2015

Orthodox churches of Moscow: photos. Church of Archangel Gabriel (Menshikov Tower) / Православные храмы Москвы: фото. Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня)

меншикова башня в москве
Православные храмы Москвы: фото. Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня).

In these photos you can see a Church of Archangel Gabriel (Menshikov Tower) in Moscow. Church of Archangel Gabriel is a Baroque Russian Orthodox Church in Basmanny District of city, within the Boulevard Ring. The church was initially built in 1707 to order of Alexander Menshikov by Ivan Zarudny assisted by Domenico Trezzini, a team of Italian-Swiss craftsmen from Ticino and Freyburg cantons and Russian stonemasons from Kostroma and Yaroslavl. The earliest extant Petrine Baroque building in Moscow, Menshikov Tower was substantially altered in the 1770s. The church traditionally functioned in summer only; in winter the congregation assembled in nearby Church of Theodor Stratelates, built in 1782-1806. Church of Saint Theodore also provides the bells for ritual ringing: despite its height, Menshikov Tower does not have bells.

Сегодня мой рассказ о Церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах (или, как ее еще называют, Меншиковой башне).
До начала XVIII века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится в Архангельском переулке, 15а) стояла небольшая трехшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах ("у Мясницких ворот"), построенная в XVII веке.
В 1704 году прихожанином церкви был светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привез купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию – написанную самим евангелистом Лукой, и пожелал для нее выстроить на месте старой церкви новый храм. 
Интересны обстоятельства, при которых Меншикова башня была построена. В этих местах проходит Мясницкая улица, которую в конце 16 века перерезала крепостная стена Белого города, и в месте пересечения были построены Мясницкие ворота. Название улицы и крепостных ворот произошло от расположенной вне городских стен слободы мясников. А внутри города рядом с воротами в 1699 года купил усадьбу А. Д. Меншиков, друг и соратник Петра I. Было это еще до основания города Санкт-Петербурга, поэтому Меншиков предполагал обосноваться в московской усадьбе надолго. Мясники тоже не собирались никуда переезжать и продолжали делать свое дело, а отходы производства сбрасывали в пруд, расположенный неподалеку. Пруд этот источал дурной запах, отчего и получил у москвичей неблагозвучное название Поганого пруда.
Как догадывается читатель, крепостная стена могла защитить город в час лихолетья, но защитить от дурных запахов она была не в состоянии. Так что ароматы Поганого пруда доносились до носа Александра Даниловича и, надо думать, сильно ему досаждали.
Спрашивается, а зачем тогда покупал? С его возможностями можно было приобрести владение и в более подходящем месте. Дело, наверное, заключалось в Мясницкой, которая в то время была улицей не простой: по ней проходила одна из дорог в Немецкую слободу, куда часто наведывался Пётр I и Александр Данилович, будучи человеком смекалистым, не преминул этим воспользоваться. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да еще и во множественном числе.
Постройка Меншиковой Башни началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва еще не видела.
Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за "худородство" и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей – возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Бог судил иначе – во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. "Сухарева башня – невеста Ивана Великого, а Меншикова – ее сестра", – говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.
Строил церковь архитектор Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровской эпохи, выходец с Украины. В 1690 году Зарудного прислал в Москву гетман Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и архитектор остался в Москве. В 1701 году он был определен на службу именным указом царя, много работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным архитектором Петра I, и не состоял ни в каком ведомстве. Близким к Зарудному человеком был его земляк, бывший ректор Киевской духовной академии, митрополит Стефан Яворский – фактический глава Русской православной церкви при Петре I.
Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах – одно из самых оригинальных произведений русского зодчества начала XVIII века. Как считают, все ее архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. "Что такое ее архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все – от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора", – писал И. Грабарь.
Меншикова башня, на первый взгляд, имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм "иже под колоколы". Он, правда, в большей степени наделен чертами новой архитектуры. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русской архитектуры, старинные национальные традиции оживают в новых идеях.
Меншикова башня оказала заметное влияние на архитектуру Петропавловского собора в Петербурге. (продолжение под катом...)

меншикова башня

Sunday, 10 May 2015

Graffiti in Moscow: mural «Sadako Sasaki» / Красивые граффити в Москве: «Садако Сасаки» или «Японка» на Войковской

Sadako Sasaki
Красивые граффити в Москве: "Садако Сасаки" или "Японка" на Войковской.

In these photos you can see a graffiti "Sadako Sasaki" by unknown author in Moscow. Sadako Sasaki (佐々木 禎子, January 7, 1943 – October 25, 1955) was a Japanese girl who was two years old when the atomic bomb was dropped on August 6, 1945, near her home next to the Misasa Bridge in Hiroshima, Japan. Sadako is remembered through the story of a thousand origami cranes before her death, and is to this day a symbol of innocent victims of war.

Еще одно красивое граффити в Москве – на улице Космонавта Волкова, на хозблоке рядом с домом 11. С виду оно не закончено, хотя, возможно, это и есть замысел автора… Японское искусство, как известно, любит незавершенность, асимметрию и тонкие намеки вместо ясной морали.
Есть предположение, что граффити посвящено легендарной японской девочке Садако Сасаки.

Эта история случилась в 1945 году, когда на японский город Хиросима была сброшена первая в истории человечества атомная бомба. Вместе с полумиллионом других его жителей, эту беду пришлось пережить и семье японской девочки Садако Сасаки, ей тогда было два года. Город сгорел и был разрушен до основания. Садако находилась тогда чуть ближе двух километров от места, где случился ядерный взрыв, но не получила ни ожогов, ни других видимых повреждений.
Через несколько недель оставшиеся в живых жители города начали умирать от страшной, непонятной болезни. Силы внезапно покидали их, они слабели и душа покидала их тело... Мама маленькой Садако обнимала родную дочь, гладила по голове и долго, молча, смотрела за тем, как она играет. Она ни разу не выдала ребенку своей тревоги... (продолжение под катом...)

интересные граффити в москве

Saturday, 9 May 2015

Orthodox churches of Moscow: photos. Church of the Intercession at Fili / Православные храмы Москвы: фото. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

православные храмы москвы фото
Храмы Москвы: фото. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

The Church of the Intercession at Fili, located at 6, Novozavodskaya Street, is a Naryshkin baroque church built by Lev Naryshkin in his suburban estate Fili, included in the City of Moscow since 1935.
The wooden church was replaced by Mikhail Romanov in 1619. The church was reconstructed between 1689 and 1694 in the shape of a Greek cross, with short, rounded annexes. It actually contains of two churches, a winter Intercession Church in the basement and a summer, unheated Church of the Saviour Not Made by Hands above it. All construction records were lost in a 1712 fire. The clock from Narva was installed during 18th century.
The church was damaged by French troops in 1812 and World War II. After exterior restoration in 1955-1971 and interior restoration in 1971-1980 the church is painted pale red. The earliest layer of paint uncovered by restoration is pale blue, subsequent layers are either yellow or red.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619 года – небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.
В конце XVII века село, ранее принадлежавшее боярам Мстиславским, а за ними – боярину И. Д. Милославскому, перешло к родственникам Петра I – князьям Нарышкиным. Самый известный из этой семьи – Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, и возвел в селе новую церковь, которая и стала "родоначальницей" стиля московского барокко. Строительство продолжалось приблизительно с 1690 по 1693 годы (возможно, оно было начато и раньше). Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесен к произведениям зодчего Якова Бухвостова, строившего для Нарышкиных.
В церкви два храма. Нижний, в подклете – "теплый", или зимний, Покровский, и верхний, летний, неотапливаемый – в честь Спаса Нерукотворного Образа. Последний, по преданию, был освящен во имя этой иконы потому, что во время стрелецкого бунта 1682 года Лев Кириллович, спрятавшийся в покоях царицы, молился образу Спаса, что, как он считал, и помогло ему уцелеть.
Церковь Покрова в Филях построена "иже под колоколы", то есть, одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. В верхнем, самом маленьком ярусе помещается площадка с широкими арочными проемами, не обрамленными наличниками и разделенными белыми полуколонками.
Все внешнее убранство церкви – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта, словно пеной, изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны ("петушиные гребешки"), завершающие каждую грань ярусов, – все это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь.
Нижняя часть храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях окружена открытой галереей – гульбищем, чьи перила также богато украшены белокаменной резьбой и декоративными вазонами. Гульбище охватывает церковь со всех сторон; подняться на него можно по трем лестницам. Благодаря широким, свободно раскинувшимся вокруг храма лестницам возникает ощущение прочной опоры всего здания, слишком легкого, чтобы просто стоять на земле.
Внутреннее убранство церкви не уступает внешнему. Деревянная резьба украшает не только высокий многоярусный иконостас, но и окна, и арки, и клиросы, и ложу, и сами стены. Предполагается, что все работы по дереву выполнялись артелью белорусских мастеров, состоявших при золотописной палате Карпа Золотарева, и по его же эскизам. Авторы росписи свода остались неизвестными. В 1703 году Петр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи.
Церковь Покрова в Филях пострадала во время войны 1812 года – она была разорена, в нижней части французы устроили конюшню. В советское время ей угрожала гораздо бóльшая опасность – в начале 1930-х годах рабочие местного завода №22 имени Десятилетия Октября обратились с просьбой разрешить снести храм, так как это место уже было запланировано руководством заводского поселка для постройки гастронома. Несмотря на отказ, руководство завода №22 продолжало настойчивые просьбы; переписка продолжалась, церковь оставалась действующей, пока не было принято решение о ее закрытии, категорически запретив снос храма и оставив его в первозданном виде. Община храма за подписями 913 человек (в основном рабочих) обратилась с просьбой оставить храм в ее пользовании. Церковь все же закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нее попало несколько зажигательных бомб. Реставрация Покровской церкви тянулась вплоть до Олимпиады 1980 года, когда в Филях открыли филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Споры между музеем и церковью продолжаются до сих пор. Сотрудники музея считают, что только квалифицированный уход за уникальным памятником может позволить сохранить его в целости. Богослужения проводятся по согласованию с музеем в нижнем храме.
Но если не знать ничего о внутренних распрях, а просто подойти по Большой Филевской или Новозаводской улице к перекрестку, то можно только восхититься легким, изящным и в то же время огромным красивым зданием – известным храмом Покрова в Филях.

(описание по материалам сайта www.hramy.ru)

православные храмы москвы фото

Friday, 8 May 2015

Stalinist Empire style in architecture. The building on Leningradsky Avenue, 80 in Moscow / Сталинский ампир в архитектуре. Ленинградский проспект, дом 80 в Москве

москва ленинградский проспект 80
 Сталинский ампир в архитектуре. Ленинградский проспект, дом 80 в Москве.

In these photos you can see a building on Leningradsky Avenue, 80 in Moscow. It is built in 1953 in Stalinist Empire style.

Продолжаю рассказ о сталинском ампире в Москве... Вам нравится этот стиль в архитектуре? По-моему, его нельзя не любить, особенно глядя на такие шедевры как дом на Ленинградском проспекте, 80. Это здание НПО "Алмаз", построено оно было в 1953 году, в нем размещается Институт экономики и предпринимательства (ИНЭП). Архитекторы В. С. Андреев и Г. М. Вульфсон решили его в духе знаменитых высотных зданий – только без башенной части.

ленинградский проспект 80

Graffiti in Moscow: mural «Our children is a key to our immortality» by Siberianberry / Красивые граффити в Москве: «Наши дети – ключ к нашему бессмертию» от Siberianberry («Озорник») на Нижней Красносельской улице

Siberianberry
Красивые граффити в Москве: "Наши дети – ключ к нашему бессмертию" от Siberianberry ("Озорник").

In these photos you can see a beautiful graffiti "Our children is a key to our immortality" by Siberianberry in Moscow.

Еще одно красивое граффити в Москве – "Наши дети – ключ к нашему бессмертию" на Нижней Красносельской улице, дом 23 от проекта Siberianberry, который, по собственному признанию, называется тандемом маляра и архитектора (Максим Камон и Птичка Мари). Поражает четкость и красочность. Мурал выполнен в рамках стрит-арт-фестиваля "Лучший город Земли". Ранее здесь был рисунок итальянского художника 2501, который его сделал в рамках стрит-арт-фестиваля "Артмоссфера" (был закрашен, так как не понравился местным жителям).

граффити стены в москве

Thursday, 7 May 2015

Orthodox churches of Russia: photos. Church of the Saviour in Klyazma (Moscow) / Православные храмы России: фото. Спасский храм в поселке Клязьма (Московская область)

клязьма храм спаса
Православные храмы России: фото. Спасский храм в поселке Клязьма (Московская область).

In these photos you can see a Church of the Saviour in Klyazma (Moscow, Russia) in neorussian style with art nouveau elements.

В 1843-45 годах началась история микрорайона Клязьма – тогда первые поселенцы, выпускники земледельческой школы, основали на высоком берегу извилистой реки Клязьма селение под названием "Хутор". Позднее по указу царя поселение стало называться "Клязьминская образцовая усадьба". Население росло, строились новые избы. Постоянные жители посещали церковь святителя Николая в селе Пушкино, к которому были приписаны, о чем свидетельствуют Исповедальные ведомости этого храма. С открытием Московско-Ярославской железной дороги началось активное дачное строительство. Известные московские купцы, предприниматели, фабриканты приобретали в Клязьме землю и строили по индивидуальным проектам изящные деревянные дачи.
Все в Клязьме было прекрасно: и глубокая чистая река, и чудесный хвойный лес, и поляны, заросшие цветами и земляникой – не хватало только храма Божия, который бы освятил этот райский уголок своею благодатью.
Неоценимое значение для Клязьмы оказал Иван Афанасьевич Александренко (1840-1921) – Московской 1-й гильдии купец (миллионер). Он являлся председателем Попечительского совета по строительству первой церкви в Клязьме (Гребневской иконы Божией Матери) и членом Общества благоустройства поселка с 1902 года, то есть с момента их образования. Вероятнее всего, идея строительства Гребневского храма принадлежит именно Ивану Афанасьевичу. Участие в строительстве этой церкви было только началом его деятельности по созиданию храмового ансамбля, который должен был стать поистине духовным центром Московского уезда.
В 1913 году Сергей Иванович Вашков (1879-1914) по заказу И. А. Александренко создает эскизы каменного шатрового храма в честь 300-летия Дома Романовых, юбилей династии которых отмечался в 1913 году.
С. И. Вашков, молодой талантливый художник и архитектор, закончил Строгановское художественное училище по классу архитектуры, ученик Виктора Михайловича Васнецова, был принят художественным руководителем на фирму братьев Оловянишниковых, изготавливавших различную церковную утварь. До проекта этого храма он, по просьбе Александренко, создал проект, по которому в 1911 году архитектором Е. И. Зеленским была построена каменная церковно-приходская школа в древнем теремном стиле справа от Гребневского храма Клязьмы.
В мае 1913 года в поселке Клязьма с высочайшего дозволения святого императора Николая II был заложен храм в честь 300-летия династии Романовых.
К сожалению, автор не увидел своего творения – Сергей Иванович скончался в 1914 году на 35-м году жизни. Постройкой храма и разработкой всех майоликовых панно занимался Василий Иванович Мотылев (годы жизни: 1878 – после 1937), имевший звание классного художника архитектуры. Каменный храм строился на средства Ивана и Пелагеи Александренко. Строительство было закончено в 1916 году – в период трагических событий на фронтах Первой Мировой войны и незадолго до начала революционной катастрофы. В тот момент было не до торжеств. Эти события помешали произвести внутреннюю роспись, освятить храм и начать богослужения в нем. Поэтому освящение храма и первые богослужения в нем произошли только через 73 года.
Спасский храм по своим архитектурным особенностям является редким. Его относят к неорусскому стилю с элементами модерна. Храм имеет необычайный, уникальный архитектурно-планировочный вид. Выделяется широким применением в наружной отделке поливной керамики – майолики. Высокий ломаный фронтон звонницы, тимпаны центральных закомар и кокошников, стены переходной галереи почти до уровня окон – богато украшены майоликовыми панно.
Восьмигранный световой шатер с ансамблем кокошников, плавно сужающихся кверху, пониженные «приделы» боковых фасадов с шатровым завершением, удлиненный световой барабан с главой в виде шлема, полукруглый алтарь, пониженная переходная галерея, оригинально устроенная звонница с входом в храм под ней, расположенная над входом.
В прошлом зеленая черепица, насыщенные холодной цветовой гаммой керамические панно и широкая изразцовая арка портала были призваны создавать неповторимый, красочный облик храма – редкого, любопытного, интересного памятника архитектуры.
Встречается информация о том, что эта церковь является первой в России железобетонной церковью, что открыло новую эпоху в церковном строительстве (в мастерской В.И. Мотылева существовал отдел, занимавшийся применением железобетона).

храм спаса нерукотворного в клязьме

Wednesday, 6 May 2015

Some fine examples of wooden architecture in style of an art nouveau and the Russian style which I found near Moscow (Pushkino city) / Деревянный модерн в районе Пушкино Московской области: дом Ермакова в Мамонтовке, дача Леоновых в поселке Клязьма и другие уцелевшие шедевры деревянного зодчества

деревянный модерн
Дом Ермакова в Мамонтовке. Редкий образец деревянного модерна.

In these photos you can see some fine examples of wooden architecture in style of an art nouveau and the Russian style which I found near Moscow (Pushkino city).

В прошедшие выходные у меня состоялась небольшая экспедиция в район города Пушкино Московской области. Целью была фото-охота на редкий и исчезающий, к сожалению, деревянный модерн рубежа XIX-XX веков. Увы, многое безобразно ветшает или находится за таким глухим и высоким забором (находясь в частных руках), что запечатлеть эту ускользающую красоту очень и очень трудно... Но вот, на ваш суд, что мне удалось увидеть...

Первым пунктом идет интереснейший дом А. И. Ермакова в Мамонтовке. Ермаков некогда был управляющим на фабрике Лыжина в Ивантеевке, расположенной неподалеку. Спроектировал и построил в 1900-е годы этот дом (как, кстати, и дачу самого Лыжина) знаменитый московский архитектор Лев Кекушев. Их объединяет выразительный силуэт и объемно-пространственная композиция, нарисованная уверенной рукой мастера, чувствующего пластику и выразительные возможности дерева. А также чрезвычайно изобретательные детали. Например, как и в лыжинской даче, здесь сделано трехчастное оконце, центральная часть которого ниже боковых. Обращает на себя внимание редкая отделка выпущенных "в обло" концов бревен сруба: на них с обеих концов сделаны вертикальные выемки, идущие почти до низу, аналогичные привычным кекушевским раскреповкам углов и в каменных строениях. Веранда дачи, сейчас застекленная, со сложными резными кронштейнами под свесами кровли, явно напоминает открытую террасу дома Носова близ Введенской площади в Москве; а рисунок кронштейнов балкона дачи сходен с динамичным рисунком ограды около конюшки Малютина.
К сожалению, и эта дача находится не в лучшем техническом состоянии, а ее судьба целиком зависит от занимающих ее жителей, хотя это – один из последних артефактов деревянного кекушевского модерна.

Второй пункт не менее уникален. Это дача Леоновых в поселке Клязьма, построенная в 1904-1905 годах, – настоящий шедевр деревянного модерна. Увы, ветшающий без реконструкции и должного пригляда. Ее можно найти совсем недалеко от железнодорожной платформы. 
Кстати, начало развитию дачного поселка в этих местах было положено в 1898 году, когда здесь, в 27 километрах от Москвы близ реки Клязьма, была открыта платформа "Клязьма", по некоторым данным, сначала называвшаяся "Хутор". В 1903 году возникло Общество благоустройства дачной местности "Клязьма" у платформы Клязьма (г. Пушкино), приступившая к планировочным работам и разбивке участков под дачное строительство. Улицам дачного поселка было решено присвоить имена известных русских писателей, композиторов и научных деятелей – Грибоедова, Державина, Пушкина, Леонида Андреева, Менделеева, Чайковского. В поселке были проведены электричество и водопровод. В 1914 году была организована Клязьминская пожарная дружина под руководством члена Общества благоустройства А. А. Гиляровского. В 1920-е годы дачи были национализированы, отданы под жилье рабочих и создание детских домов для детей – жертв гражданской войны. Часть клязьминских дач перешли Московскому Союзу писателей. Многих литераторов привлекала красота и тишина поселка, и они приезжали отдыхать и работать... В 2003 году дачный поселок Клязьма вошел в состав города Пушкино.

Ну, и вдобавок в данном посте вы найдете еще несколько симпатичных домов и дач в русском стиле и стиле модерн. Они также находятся в поселке Клязьма.

деревянные дома в стиле модерн
Дом Ермакова в Мамонтовке. Редкий образец деревянного модерна.

Tuesday, 5 May 2015

Architecture of old Moscow: Print yard on Nikolskaya street / Архитектура старой Москвы. Печатный двор на Никольской

печатный двор на никольской улице

The most unusual building is not only on Nikolskaya, but probably in all of Moscow – a complex of the Synodal Print house. It is the birthplace of printing in Russia. Ivan the Terrible and Metropolitan Macarius founded Nikolsky Sovereign Printing House. Most likely books were printed here back in the 1550s. The first undisputed author of the book was dated Ivan Fyodorov, the deacon of the Kremlin church of Nikolay Gostunsky, who worked here with Peter Mstislavets. They made ​​history as the first Russian printers. The first dated book "The Apostle" was published for the March 1, 1564, 120 years after Gutenberg.
In the confusion 1611 Printing House burned down, rebuilt in 1620 and has worked extensively entire 17th and 18th century, producing prayer books and textbooks. In 1703, by decree of Peter I in the Mint's printing the first newspaper, marked the beginning of Russian periodicals. In 1722 the printing press created then transferred to the Holy Synod, and until 1917 there was the Moscow Synodal Printing House, one of the largest and best equipped in Russia. In printing was a unique set of fonts, including the Coptic and Syriac.
In 1642, during the reign of Tsar Mikhail Fedorovich, Trefil Sharutin and Christopher Galloway built a new stone house with a tower and gateway to Nikolskaya. The gates were decorated with lion and unicorn. In 1773, there was a crack in the tower, and in 1810 the yard had to make out because of decay.
The project of the new building of the Synodal Printing commissioned architect I. L. Myronivsky. He built a fancy building and trendy at the time of Alexander I, the Gothic style, which was considered then the old Russian. Because of the war with Napoleon, construction was completed only in 1814. With the old gate was moved here a lion and the unicorn : they symbolized power. Two signs on the sides of the central projection on the facade of the building say that the first building was built in printing the first king of the House of Romanov and the second under Alexander I. The facade is decorated with Gothic lancet windows and turrets, twisted columns with intricate patterns. Pediment decorated with double-headed eagle, which was later replaced the coat of arms of the USSR. On the facade of the whole two hours of sunshine.
The oldest building in the complex – Regular Chamber, Tower – is located in the yard. Renowned archaeologist A. Wexler found that the underground floor of the House to the late 15th century, that is, it is based on the oldest civic building in Moscow. Mansion in the years 1872-75 skillfully restored the architect Artleben. Was attached porch, rebuilt the upper hand in the Russian style of the 17th century and decorated facade facing the Theatre Square. The interiors were painted Palekh masters. In 1875, the correct ward visited Alexander II. In the early 20th century there was a museum of printing in Russia.
After the revolution, there was Gosznak, then the Central Archives and Records Office. In the 1930s, created the Historical Archives Institute, 1991 State Humanitarian University.

Продолжаю рассказывать об архитектуре старой Москвы... 
Самое необычное здание не только на Никольской (дом 15), но, наверно, и во всей Москве – комплекс Синодальной типографии. Это родина книгопечатания в России. Иван Грозный и митрополит Макарий поставили на Никольской Государев печатный двор. Скорее всего, книги тут печатали еще в 1550-х годах. Первым бесспорным автором датированной книги был Иван Федоров, дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского, работавший тут вместе с Петром Мстиславцем. Они вошли в историю как русские первопечатники. Первая датированная книга "Апостол" была выпущена в свет 1 марта 1564 года,  через 120 лет после Гутенберга.
В смуту 1611 года печатный двор сгорел, к 1620 отстроен заново и интенсивно работал весь 17 и 18 век, выпуская богослужебные книги и учебники. В 1703 году по указу Петра I в типографии печатного двора вышла первая газета, положившая начало русской периодической печати. В 1722 году типографию передали созданному тогда Святейшему Синоду, и до 1917 года тут была Московская синодальная типография, одна из самых больших и хорошо оборудованных в России. В типографии был уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.
В 1642 году, во времена царя Михаила Федоровича, Трефил Шарутин и Кристофер Галлоуэй построили новые каменные палаты с башней и воротами на Никольскую. Ворота украшали лев и единорог. В 1773 году в башне появилась трещина, а в 1810 двор пришлось разобрать из-за ветхости.
Проект нового здания Синодальной типографии поручили архитектору И. Л. Мироновскому. Он построил здание причудливом и модном во времена Александра I готическом стиле, считавшемся тогда древнерусским. Из-за войны с Наполеоном стройка была закончена только в 1814 году. Со старых ворот сюда перенесли льва и единорога: они символизировали власть. Две таблички по бокам на фасаде центрального ризалита здания гласят, что первое здание типографии было построено при первом царе из дома Романовых, а второе при Александре I. Фасад украшен стрельчатыми готическими окнами и башенками, витыми колонками с замысловатым орнаментом. Фронтон украшал двуглавый орел, который позже заменил герб СССР. На фасаде целых двое солнечных часов.
Самое старое здание комплекса – Правильная палата, Теремок – находится во дворе. Известный археолог А. Г. Векслер установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу 15 века, то есть в ее основе древнейшее гражданское строение Москвы. Теремок в 1872-75 годах искусно реставрировал архитектор Артлебен. Было пристроено крыльцо, перестроен верх в русском стиле 17 века и декорирован фасад, выходящий на Театральную площадь. Интерьеры расписывали палехские мастера. В 1875 году правильную палату посетил Александр II. В начале XX века там был музей печатного дела в России.
После революции тут был Гознак, потом архивы и Центральное архивное управление. В 1930-х создан Историко-архивный институт, с 1991 РГГУ.

(описание по материалам сайта www.um.mos.ru)

печатный двор на никольской улице
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...