Sunday, 22 November 2015

Architecture of old Moscow: S.P. Ryabushinsky’s mansion / Архитектура старой Москвы. Особняк Рябушинского на Малой Никитской. Фото

особняк с п рябушинского

S.P. Ryabushinsky’s mansion is a remarkable monument of the Moscow modernist style, built in 1900-1903 upon the project by architect F.O. Shekhtel. It is currently home to the Gorky Memorial House Museum.
The concise, two-storey building, lined with light ceramic tiles and decorated with elegant mosaic friezes depicting irises, orchids and other plants, does not have a parade façade and does not lend itself to visual impressions. The mansion is completely asymmetrical. Large windows, powerful protruding entrance volumes, horizontal cornices with multi-tiered roofs, are separately distinct and correctly geometric, but together all elements of the building create a tumultuous picture. Shekhtel’s main work, regardless of its apparent massiveness, is very elegant and architecturally pure, probably because of the light single-tone colour range and deliberate composition. The original interiors of Ryabushinsky’s mansion are such that the central staircase is reminiscent of a wave delivering a lamp that looks like a medusa up to the first floor. The lounge’s ceiling is decorated with stucco depictions of field and marsh plants being crawled over by large snails, while salamanders and lilies wind around the chapiter of the column on the second floor. On the secret third floor, there is an Old Believers’ prayer room. It is decorated with a carpet in neo-Russian style that links early Byzantine and ancient Russian elements with the modernist style.
After the revolution, the building housed the People’s Committee of Foreign Affairs, then for some time the mansion was home to the Main Administration of the State Publishing House ("Gosizdat"), which was visited by the poets Yesenin, Mayakovsky and Bryusov. In 1931, Maksim Gorky returned to the USSR from Italy and stayed in Ryabushinsky’s estate. The writer of the play "The Lower Depths" about the Moscow’s poor, ordered the removal of the fireplace with bas-reliefs of women and butterflies, and called his room the "ballerina’s bedroom". Gorky made campfires in the garden in the evenings, whereas he received guests in the former merchant halls, including Nikolai Bukharin, Samuil Marshak, Romain Rolland and Iosif Stalin. Today, there is a Gorky memorial apartment museum in the mansion (free entry). There is a curious collection of eastern art and personal affects of the writer, however the exhibition’s main display remains Shekthel’s grand interiors.
In 1942, the author of the novels "Peter I" and "The Road to Calvary" Aleksei Tolstoy was housed in the former servants’ quarters on the second floor of the Ryabushinskys’ wing. A museum to the writer opened in 1987. Old furniture and individual works of art from Tolstoy’s personal collection have been preserved in the rooms.

Немного найдется в Москве особняков начала XX века, которые можно беспрепятственно посетить и насладиться прекрасной внутренней отделкой интерьера. Главная причина – нахождение во многих особняках, построенных в стиле модерн, посольств иностранных государств и других важных государственных учреждений, куда доступ открыт лишь пару раз в год и то по специальным разрешениям. Так что любителям архитектуры и истории города приходится довольствоваться этими кратковременными посещениями и фоторепродукциями. Другая причина гораздо печальнее – внутреннее убранство очень многих частных особняков попросту не сохранилось, оно было уничтожено или безнадежно испорчено в ходе приспособления его к нуждам находящегося в нем учреждения.
Особняк Рябушинского на Малой Никитской – счастливое исключение в этом ряду. Это не только открытый для посетителей частный особняк в стиле модерн, но и сохранившая многое из своего внутреннего убранства постройка первоклассного архитектора. О замечательном московском архитекторе Федоре Осиповиче Шехтеле (1859–1926) впору заводить отдельный разговор, но в данном случае он не к месту. Ограничимся тем, что назовем его главные сооружения в Москве: особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893 год), Художественный театр (1902 год), Ярославский вокзал (1902 год). И конечно, особняк С. П. Рябушинского (1900–1902 год) – бесспорный шедевр в архитектурном и художественном плане, поскольку архитектор продумал все – начиная от планировки и кончая внутренней отделкой помещений.
Ввиду того, что в послереволюционное время здание использовалось в качестве жилого помещения, интерьеры отчасти утратили свой первоначальный вид, и мы видим их не такими, какими они были при хозяевах – Рябушинских. Частичная утрата оригинальной обстановки заставляет сожалеть о себе – особенно при взгляде на старые фотографии, запечатлевшие особняк сразу после его создания – в 1902 году. Но факт проживания в особняке Максима Горького спас архитектурную жемчужину от печальной участи многих московских частных домов – то есть от полного разрушения либо искажения до неузнаваемости. И от передачи в ведение какого-либо посольства тоже. О том, что вход в них затруднителен, уже было сказано в начале. 
Особняк на Малой Никитской – это красота, открытая сейчас всем. Справедливости ради нужно сказать, что, будучи частным домом, особняк не предполагал принимать многочисленных посетителей. Это камерный, интимный мир, предназначенный для одной семьи. Следуя популярной в эпоху модерна идее эстетизации жизни, Шехтель продумал каждую деталь внутренней и внешней обстановки, заботясь о том, чтобы человеку было удобно и комфортно в этом пространстве изогнутых линий природных форм. Органическое начало наполняло модерн, подсказывая архитектуру и свободную асимметричную планировку, и декор в виде цветов, бабочек, улиток. Особняк населяет все многообразие природного мира – растения, морские обитатели, насекомые. Любимые цветы модерна – подсолнухи, орхидеи, лилии, розы (каждый цветок имеет свое скрытое значение) создают не только эстетически оформленную среду, но и символически наполняют ее смыслом. Так и знаменитая лестница особняка Рябушинского в виде волны с медузой, которая при взгляде на нее сверху превращается в черепаху (олицетворения Жизни Активной и Жизни Созерцательной), становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного Восхождения человека. Жившие здесь люди были глубоко религиозны и духовно развиты, поэтому не могли ограничиться лишь видимой, внешней стороной предметов.
На вершине лестницы нас ждет колонна, капитель которой представляет собой неразрывное сплетение лилий и ящериц. Это Добро и Зло, неотделимые друг от друга, без которых невозможно существование этого мира. Микромир особняка Рябушинского оборачивается макромиром, наполненным вечным единством двух начал. Подобно огромному готическому собору, небольшой частный особняк становится зашифрованным отражением Мироздания...

(описание по материалам сайта www.mosantico.ru, автор – Наталья Хазова)

особняк рябушинского в москве

особняк рябушинского музей
музей горького особняк рябушинского
шехтель особняк рябушинского
особняк с п рябушинского в москве
дом музей горького особняк рябушинского
особняк рябушинского фото
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...