Tuesday, 7 July 2015

The Church of the Protection of the Holy Mary / Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины (Малый Гавриков переулок в Москве, дом 29)

русская старообрядческая церковь
 Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины (Малый Гавриков переулок в Москве, дом 29).

The Church of the Protection of the Holy Mary (Gavrikov Lane, 29 in Moscow).
This church built in Modern style under the design of a well-known architect-constructor of old believer churches, I. E. Bondarenko, is one of the most outstanding memorials of church art of the 1910-ies.
The church was founded on the 14th of June in 1909. Elevation of ten bells and installation of crosses took place on the 11th of April in 1910. The Upper church of the Protection of the Holy Mary intended for 1000 persons praying (for festival services) was consecrated on the 11th of December in 1911.
The lower church of the Dormition of the Theotokos was consecrated on the 23rd of April in 1912. It housed 300 persons and was intended for weekday services. The church of the Protection of the Holy Mary is one of the first Moscow churches built of reinforced concrete. The construction cost was 150000 rubles. In 1912 to the bell tower of the church the huge bell was lifted with weight of 475 poods made on F.E. Morozova’s money.
By its luxurious art decoration and rich collection of ancient icons this church was considered as almost first in Moscow after the churches of the Rogozhskoe cemetery. The painters of Ya. A. Bogatenko’s studio took part in painting of the church.
In beginning of the 1930-ies the church was closed.
Nowadays the Belokrinitskoe agreement community of the Protection and Dormition is rising.

Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины (Малый Гавриков переулок в Москве, дом 29).
Как таковой Малый Гавриков переулок был уничтожен при прокладке Третьего транспортного кольца, но формально он еще остается на картах города. Единственное здание, которое числится по нему, – лишенная крестов старообрядческая церковь.
Тайный молитвенный дом на этом месте существовал еще в 1784 году в доме Шибаевых. Они владели участком до 1878 года, когда Иван Иванович Шибаев, один из попечителей Рогожского кладбища, передал здание старообрядческому обществу. После указа о веротерпимости 1905 года община приняла решение о создании нового храма: из пяти проектов, представленных лучшими московскими архитекторами того времени, был выбран вариант И. Е. Бондаренко, ранее уже построившего две других старообрядческих церкви в Москве. Строительство велось с 1909 по 1911 год.
Церковь строилась в новых для своей эпохи материалах, своды и купол были сделаны из железобетона. Архитектура нового храма относится к неорусскому стилю, ориентирующемуся на идеалы северного новгородско-псковского зодчества, с элементами модерна. Деталям здания присуща тройственность: на боковых фасадах отражена трехчастная структура, повторяющая храмовый силуэт, тот же прием использован на боковых сторонах колокольни, а ее ярус звона с запада завершается тремя арочными проемами, центральный из которых больше боковых. В то же время есть мотивы и столичных храмов: в частности, шатровое завершение колокольни напоминает верхнюю часть шатра Покровского собора на Красной площади. Главы купола и колокольни были покрыты золоченой майоликовой черепицей. Внешне кажущийся монолитным, храм внутри создавался двухэтажным: нижняя Успенская церковь на 300 человек для каждодневных служб, а верхняя, Покровская, – на 200 человек, для праздничных богослужений. Интерьеры были украшены древними образами XV-XVI веков, пожертвованными общине С. П. Рябушинским.
Церковь закрыта для богослужений около 1931 года, многие ее иконы попали в Третьяковскую галерею. С 1966 года в здании церкви располагалось спортивное общество "Спартак", устроившее здесь спортзалы. К 1990-м годам церковь пришла в аварийное состояние. В 2000-х годах проведена реставрация, в процессе которой здание было укреплено, несущие конструкции частично заменены, воссозданы некоторые утраченные элементы, раскрыты заложенные проемы звонницы (правда, теперь в них есть остекление). Однако колокольня и глава по-прежнему не имеют крестов, а само здание до сих пор занимает спортивный клуб.

(описание по материалам сайта www.um.mos.ru)

малый гавриков переулок

Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины
православная старообрядческая церковь
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...