Monday, 27 July 2015

Church of the Holy Mandylion (Ubory, Moscow) / Православные храмы Подмосковья: Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Уборы

спасский храм уборы
Православные храмы Подмосковья: Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Уборы.

16 kilometre distance to the East of Zvenigorod, on the left bank of the Moskva river there is located an ancient village Ubory. The settlement is known from 1504 as the Ovtsyns boyars’ inherited estate which bore the name of Lug Izborsk at that time. Ubory belonged to the Sheremetievs, afterwards the village had other owners but starting from 1883 till the revolution beginning the Sheremetievs again became its owners. The former country estate has not been saved, only the Spasskaya church and remains of the park and lakes have been preserved.
In 1673 a wooden church in the name of the Holy Saviour’s Image Not Made by Hand (in Russian – Spass Nerukotvornyi) and the village bore the name "Spasskoe" for some time. In 1694 Petr Vasilievich Sheremetiev decided to build a new stone church in his country estate and asked the famous architect Yakov Grigorievich Bukhvostov, who was a bondman of the okolnichiy (one of the highest boyars’ ranks in the old Russia) Tatischev, to do it. Bukhvostov violated the project deadline and according to the customer’s will (P.V. Sheremetiev) was imprisoned and "beaten by a whip unmercifully". However the count wanted to finish his construction project so he freed the bond architect. The customer died just a few weeks before the church was built. He deceased in 1697.
The Spasskaya church is considered to be one of the best samples of Moscow baroque. Its architecture resembles the Church in Fili village. Its foresides are abundant of white stone carved architraves and woven columns with capitals. The church has three levels. Combination of white carved decorations with red brick makes the church especially beautiful. The location is especially good – the church looks like an integral part of the surrounding landscape. The most majestic and grand view you can see if you look at it from the Moskva river.
During the war of 1812 the church was ruined and desolated for a long time. In the Soviet times it was robbed by the authorities. A unique 25 meter gild carved iconostasis which had nine levels was destroyed. The golden bells were remelt. The church stayed empty for a long time, hay was stored there.
In the summer of 1995 the church was returned to the faithful. At that time His Holiness the Patriarch of Moscow and All Russia Aleksiy II visited it. Nowadays the church is almost rebuilt and visitors can admire its beauty and majesty.
The Holy Things. A big candlestick standing at the icon of Apostles Peter and Paul has been preserved from the old times.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Уборы был построен в 1694-1697 годах в вотчине графов Шереметевых.
В 1610 году граф Иван Петрович Шереметев получил это село, совершенно брошенное и бедное, в приданое за своей женой, княжной Марфой Васильевной Волконской. При его внуке, Петре Васильевиче Шереметеве, в Уборах в 1673 году была сначала поставлена небольшая деревянная церковь Спаса Нерукотворного. В 1694 году Шереметев заказал постройку новой каменной церкви уже известному тогда крепостному зодчему Якову Григорьевичу Бухвостову. Строительство планировали окончить уже к 1695 году, но зодчий, постоянно уезжавший в Рязань на строительство Успенского собора, сорвал сроки, из-за чего по требованию заказчика оказался в заключении и был даже приговорен к битью кнутами. Но Шереметев, к тому времени уже чувствовавший себя очень плохо, сам же ходатайствовал перед царем о помиловании зодчего, так как опасался, что подобное наказание надолго отодвинет сроки завершения строительства. К сожалению, владелец села так и не дождался завершения строительства роскошного храма – он умер в том же 1697 году, когда и было окончено строительство. Внутренняя отделка была завершена только к 1700 году.
Первоначальным планом зодчего была постройка храма, сходного с построенным в 1684-1688 годах Успенским храмом в селе Петрово-Дальнее (Дурнево). Это был необычный для своего времени по композиции храм: его четверик скрывали широкие округленные притворы с алтарем. Но, вероятно, после возведения храма Покрова в Филях Шереметев потребовал изменения плана и постройки сходной с филевской церкви.
В итоге была построена высокая стройная церковь, состоящая из основания-четверика и поставленных на него трех уменьшающихся восьмериков. Высокий четверик окружен тремя округлыми притворами и алтарем, прежде увенчанных главами (сняты в 1842 году). В среднем восьмерике устроена колокольня; на верхний, такой маленький, что его можно было бы назвать барабаном, поставлена небольшая луковичная главка, украшенная звездами. Окружает храм гульбище с невысоким парапетом.
Окна обрамляют очень красивые и сложные по исполнению наличники в виде растительного орнамента, характерного для московского (а точнее "нарышкинского") барокко. Не гладкие, а резные также и колонки на углах восьмериков. Грани восьмериков украшены узорчатыми резными фронтонами.
В советское время резное внутреннее убранство было уничтожено, а уникальный иконостас сожжен прямо в храме. Церковь долго простояла заброшенной; в 1990-х годах ее снова передали верующим.
Местность, в которой поставлена церковь в Уборах, отличается необычайной живописностью. Храм стоит на излучине Москвы-реки, на холме, и таким образом он оказывается главной, притягивающей взгляды точкой, видной издалека. По мере приближения к селу она то исчезает за деревьями, то появляется вновь, пока вдруг улица под необычным названием "Путь к храму" не выводит прямо к стенам высокого и стройного творения зодчего Якова Бухвостова.

(описание по материалам сайта www.hramy.ru)

храм в селе уборы

спасский храм уборы
спасский храм уборы
спасский храм уборы
спасский храм уборы
спасский храм уборы
спасский храм уборы
храм в селе уборы
спасский храм уборы
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...